Рынок недвижимости в Алтайском крае
Главная Новости Жилая недвижимость Коммерческая недвижимость Интервью Персона Прямая речь Рейтинги Аудио Видео Форум Колонка редактора Контакты

Интервью
«Мы не пользуемся утюгами и паяльниками»
Август 2008 года

Фото Михаила Палочкина
Дмитрий Жданухин - о развитии российского рынка коллекторских услуг

Михаил ПАЛОЧКИН

Значительный рост количества неплатежей по кредитам способствовал появлению в нашей стране специализированных организаций по сбору долгов - коллекторских агентств. Сегодня этот рынок активно развивается как в региональном, так и в отраслевом аспектах. О своем видении коллекторства «РП» рассказал Дмитрий ЖДАНУХИН, генеральный директор Центра развития коллекторства и гуманитарно-правовых технологий (Москва), недавно посетивший Барнаул.

Рынок развивается географически

- Дмитрий Юрьевич, каковы основные тенденции развития рынка коллекторских услуг России в настоящее время?

- Во-первых, рынок по-прежнему продолжает расширяться в географическом аспекте, охватывает новые регионы. Даже игроки, которые начинали работать только в Москве, постепенно наращивают свою активность в других местностях. Однако еще не во всех территориях есть коллекторские агентства. В основном, это касается депрессивных субъектов РФ, где работать нерентабельно. Однако интересно, что в не самых благополучных с точки зрения социально-экономического развития регионах иногда появляются специализированные коллекторские агентства. Например, организация, занимающаяся сбором долгов по ипотеке, начала работу в Костромской области. Других коллекторских агентств там нет.

Еще одна тенденция – заход на российский рынок зарубежных коллекторских фирм. Прогнозировалось, что они будут активно осваивать наш рынок только после принятия закона о коллекторской деятельности. Но уже сейчас в России появляются европейские игроки. Недавно начало работу представительство одного из наиболее крупных агентств Европы - «Линза». Работает французская компания, которая специализируется на корпоративном коллекторстве (взыскании долгов с юридических лиц) – «Колфаст».

Кроме того, коллекторский бизнес начинает привлекать инвесторов. Не так давно еще одно из российских коллекторских агентств объявило о продаже части своего бизнеса. И такого рода сделки в последнее время проводятся постоянно. Конечно, еще остается достаточно крупных игроков, которым не удается привлечь капитал. Но в ближайшем будущем они смогут это сделать.

- Насколько нам известно, вы рассматриваете коллекторскую деятельность как комплекс юридических, экономических, психологических мер. Расскажите подробнее о комплексном подходе к коллекторству.

- Комплексность можно рассматривать в нескольких направлениях. Одно – сугубо практическое. Нужно не ограничиваться юридическими методами, а использовать и психологические. Так, неподготовленный человек не поймет, если ему просто зачитать статью из Уголовного кодекса. Но воспримет, если описать ему все возможные последствия в виде лишения свободы и т.д., показать приговор по аналогичному делу. Такая комплексность определяется потребностями практики.

Другой аспект комплексности связан с методическим обеспечением коллекторской деятельности. Здесь встает вопрос синтеза методов. А в этом очень высока роль методологии, когда рассматривается возможность объединения знаний из различных областей и использование разнообразных методик. Например, из работ, связанных с синтезом права и пиара появляются методики корпоративного коллекторства. Они позволяют в рамках закона с помощью пиар-воздействия убедить организацию вернуть задолженность.

- Насколько в России развит рынок цивилизованного коллекторства?

- А другого коллекторства в России и нет. Потому что нецивилизованная деятельность по взысканию долгов – это обычные юридические услуги или бандитизм. Правда, часто юридические фирмы, не осваивая специальных методик, использую термин «коллекторство» для маркетинговых целей.

- В общественном сознании коллектор часто представляется как «человек с утюгом». Насколько адекватно действительности это представление?

- Коллекторы не пользуются утюгами и паяльниками. Однако тот человек, который не согласится на помощь коллекторского агентства, может в какой-то момент почувствовать на себе воздействие этих неприятных приборов. Это бывает в случаях, когда за долги берутся некие криминальные структуры. Однажды я проводил семинар по долгам в ЖКХ в Республике Коми. Руководитель местного коллекторского агентства рассказала мне историю из своей практики. Власти республики для побуждения неплательщиков вовремя вносить плату за коммунальные услуги использовали разноцветные квитанции. У самых злостных должников они были особого цвета.

Однажды должник, которому приходили такие уведомления и которым занималось коллекторское агентство, внезапно пропал. Долг был погашен. Коллекторы пришли к нему домой и нашли там другого человека. Выяснилось, что преступная группировка вычисляла неплательщиков по цвету квитанции и захватывала их жилье. Потом они пропадали. Последнее, что было известно: они отбыли на поезде в Нальчик. В этом конкретном случае за счет участия коллекторов человека удалось вернуть.

Возвращаются не все долги

- Насколько эффективно работают в России коллекторские агентства? Какой процент долгов удается взыскать?

- Тут нельзя сваливать все в одну кучу. Есть разные виды долгов – юридических и физических лиц. Если говорить о взыскании долгов с физлиц, особенно когда с ними уже поработали банки, то удается вернуть от 20% до 40 % задолженностей. В корпоративном коллекторстве этот показатель выше. Это достигается за счет тщательного анализа каждого заемщика. Ведь у предприятий обычно сумма долга в разы больше, чем у физических лиц. Признаюсь, что коллекторы возвращают далеко не все долги.

- Расскажите, с каких известных организаций вам удалось взыскать долги?

- С некоторыми организациями, с которых я взыскал долги, у меня есть договоренность, что информация о них не попадет в СМИ. Нежелание афишировать свою задолженность во многом и побудило их погасить ее. Однако есть часть взысканий, где должники были предупреждены о пиар-сопровождении коллекторской деятельности. И здесь есть довольно громкие имена. Например, торговый дом «Триал», который входит в сеть магазинов «Банана-мама», сеть супермаркетов «Гроссман». Был случай, когда мы очень быстро взыскали задолженность с одного киберсквотера – фирмы, которая занимает доменные имена в Интернете с целью их дальнейшей перепродажи. Этот киберсквотер задолжал 100 тыс. рублей одной известной издательской группе. Мы распространили пресс-релиз о том, что планируется обратить взыскание на доменные имена, принадлежащие фирме. Задолженность практически сразу была возвращена.

Правильное позиционирование

- Дмитрий Юрьевич, насколько высоко сопротивление заемщиков при работе с коллекторами?

- В большинстве случаев мы сталкиваемся просто с нежеланием идти на контакт. Активное противодействие бывает, но достаточно редко. Все-таки люди понимают: на стороне коллекторов правда. А не правы те, кто не возвращают займы. Кстати, должники часто благодарят коллекторов, когда проблема с задолженностью бывает решена.

- Насколько перспективно создание отраслевых коллекторских агентств?

- Перспективы этой тенденции не до конца ясны. С одной стороны, большинство коллекторских агентств стремятся быть универсальными. Ведь зачастую они являются в регионе единственной подобного рода фирмой, поэтому им приходится заниматься взысканием всех видов долгов. С другой стороны, успех любой организации на конкурентном рынке – в правильном позиционировании. Поэтому распространенная практика – создание универсального агентства, которое, однако, при выходе на рынок демонстрирует свою специализацию. Я считаю, что с ростом конкуренции специализация будет усиливаться.

- В практике коллекторства существует «массовое информирование», когда информация о должнике распространяется через СМИ. Как в этом случае быть с охраняемой законом честью, достоинством и деловой репутацией должника?

- У нас действующим законодательством достаточно четко определены границы дозволенного. Нельзя распространять ту информацию, которая не соответствует действительности. Коллекторы при распространении сведений имеют четкие их доказательства. Есть ситуации, когда мы точно знаем некие факты, но доказать их не можем. Тогда можно не утверждать что-либо, а высказать свое мнение: «Возможно, человек будет привлечен к уголовной ответственности» и т.д. Это не утверждение о фактах. Согласно статье 129 Уголовного кодекса клеветой это считаться не может. Кроме того, распространение сведений коллекторами затрагивает незаконные интересы лица: человек хочет остаться с деньгами, которые он должен отдать кредитору. А ведь запрещено наносить вред только законным интересам.

- Как вы относитесь к антиколлекторам?

- Тема антиколлекторства отчасти перегрета. Существуют такие его разновидности, которые особо не институционализированы - нет отдельных организаций. Хотя они уже начинают появляться. Но часто эти фирмы заявляют, что они одновременно коллекторы, антиколлекторы, кредитные брокеры и прочее. Сейчас есть несколько видов антиколлекторства. Стихийное, обычное юридическое. Цивилизованное антиколлекорство в виде кризисных консультационных центров только начинает появляться.

Специальный вопрос

- Как складываются взаимоотношения коллекторов с правоохранительными органами?

- Как правило, конструктивно. Более того, мы помогаем правоохранительным органам. Например, обеспечиваем судебным приставам возможность выехать по месту нахождения имущества должника, предоставляем понятых, чтобы все было правильно оформлено. Судам мы способствуем в подготовке документов, необходимых для делопроизводства. Конфликтов, как правило, нет. Потому что если долг не взыщут коллекторы, он может стать головной болью правоохранительных органов.

О чем еще рассказал Дмитрий Жданухин

О Барнауле и крае

- Честно говоря, впечатления о городе у меня неоднозначные. С одной стороны, я вижу приспособляемость к новым условиям. Например, заводы переоборудуют в торговые центры. С другой - местами заметна архитектурная неоднородность. Например, в центре Барнаула встречается частный сектор. В Москве его давно бы уже снесли и застроили современными зданиями. У жителей Алтайского края я заметил стремление работать, преодолевать жизненные трудности.

О своей карьере

- Отчасти мне повезло. Однако я всегда стремился стать человеком «длинной воли»: трудился над реализацией проектов, которые могут принести результаты не сразу, а в будущем. Кроме того, я все время уходил в новые области, где еще отсутствовала конкуренция. В деятельности мне помогал опыт преподавания и научной работы.

О политических взглядах

- Мои взгляды парадоксальны. В свое время я участвовал в Школах публичной политики, которые спонсировались организацией Михаила Ходорковского. Потом проходил обучение в школе лектора «Единой России». Сейчас мои политические воззрения можно назвать либерально-консервативными.

Досье

Кто такой Дмитрий Жданухин

Дмитрий Юрьевич Жданухин родился 8 июля 1979 года в Свердловске. В 2001 году с отличием окончил Уральскую государственную юридическую академию по специальности «Юриспруденция». Позже работал там преподавателем и заместителем заведующего кафедрой уголовного права. Был директором по развитию группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С (Екатеринбург), директором по развитию коллекторского агентства «Центр ЮСБ» (Москва). Сейчас является генеральным директором Центра развития коллекторства и гуманитарно-правовых технологий. Кандидат юридических наук (тема диссертации «Уголовно-правовая характеристика шантажа»).

Увлечения - повышение личной конкурентоспособности (системно-мыследеятельностная методология, нейролингвистическое программирование, практическая психология, персональный пиар), критичное изучение эзотерики, сочинение, публикация анекдотов и афоризмов, занятие фитнессом.

Дмитрий Жданухин холост, детей нет.




Rambler's Top100









на сайте на Народ.Ру на Яндексе


Hosted by uCoz