Рынок недвижимости в Алтайском крае
Главная Новости Жилая недвижимость Коммерческая недвижимость Интервью Персона Прямая речь Рейтинги Аудио Видео Форум Колонка редактора Контакты

Колонка редактора


Rambler's Top100







История одной статьи


Михаил ПАЛОЧКИН, редактор "Риэлторского Портала"

Год назад я имел смелость (или неосторожность) опубликовать в предпринимательской газете «Ваше дело» первополосный материал с интригующим заголовком «Как низко она пала». В данном случае известная фраза про интеллигенцию была применена к барнаульскому рынку недвижимости. В ней со ссылкой на мнения некоторых экспертов говорилось, что квартиры просели в цене в среднем на 60 %, а количество риэлторских компаний сократилось вдвое.

Реакция читающей аудитории не заставила себя долго ждать. Из комментариев к злополучному материалу на сайте издательского дома «Алтапресс» автор узнал о себе много занимательного: о вопиющем непрофессионализме, чересчур юном возрасте, скоропалительных выводах и т.д. После всего этого я понял, что порядком оплошал.

Однако уже с начала 2009 года пришло понимание, что не такой уж провальной оказалась статья. Серьезные федеральные СМИ запестрили комментариями авторитетных экспертов, которые предрекали обвал рынка недвижимости на 60 % и более. Все чаще стала появляться информация об огромных долгах строительных и риэлторских компаний. Прокатилась череда банкротств крупных федеральных игроков. Жернова кризиса перемалывали еще вчера казавшихся титанами операторов рынка.

Не стал счастливым исключением и рынок недвижимости Алтайского края. В отличие от столичного, он переживал экономический «голод» более тихо. Но не менее болезненно. Прежде всего, игроки рынка столкнулись со значительным снижением спроса на свои услуги. Это привело к ухудшению финансового состояния предприятий. Зарплаты работников были «порезаны». Некоторые агентства вообще отправили их в бессрочные отпуски.

Риэлторские компании, рискнувшие ввязаться в реализацию инвестпроектов, серьезно пожалели об этом. Набрав в докризисный период многомилионные кредиты, вложив немалые суммы в «супер-пупер» рекламные компании, они, мягко говоря, сели в лужу. Площадки с парой-тройкой фундаментов были брошены, покупать «великолепные» дома никто не спешил. Даже снижение цен, близкое к демпингу, не помогло. Вот и пришлось «горе-инвесторам» задуматься о том, как побыстрее унести ноги из своих хваленых проектов.

Чем больше я думаю над происходящим на риэлторском рынке, тем больше убеждаюсь: та статья про падение рынка при всех ее недостатках достаточно точно отразила господствующие тренды. Единственное, что недооценил автор, так это способность предпринимателей, закаленных лихими девяностыми и жестоким дефолтом 1998 года, переживать внешние трудности. Именно благодаря этой замечательной способности риэлторы не сложили руки, а стали искать пути для экономического выживания. И немало агентств недвижимости, на мой взгляд, нашли их. Одни сделали упор на работу с арендой, открыв специальные арендные бюро. Другие позабыли про недвижимость и занялись модным и востребованным сейчас коллекторством, искусством выбивания денег не банальными «утюгами и паяльниками», а изощренными психологическими приемчиками.

Третьи, не разрывая отношений с недвижимостью, двинулись в сторону торговли и общественного питания. Их можно понять: квартиры продают и покупают не столь часто, а вот без сытной порции пельменей или летних сандалий обойтись непросто.

Я надеюсь, что избранные риэлторами пути сопротивления кризису позволят им выжить и вывести свой корабль из шквала кризиса с целыми мачтами и парусами. А еще у них, несомненно, будет с собой ценных груз новых идей и бизнес-проектов, рожденных острой работой ума, которую стимулировал голод. Удачи им.



на сайте на Народ.Ру на Яндексе


Hosted by uCoz