Год назад я имел смелость (или неосторожность) опубликовать в предпринимательской газете «Ваше дело» первополосный материал с интригующим заголовком «Как низко она пала». В данном случае известная фраза про интеллигенцию была применена к барнаульскому рынку недвижимости. В ней со ссылкой на мнения некоторых экспертов говорилось, что квартиры просели в цене в среднем на 60 %, а количество риэлторских компаний сократилось вдвое.
Реакция читающей аудитории не заставила себя долго ждать. Из комментариев к злополучному материалу на сайте издательского дома «Алтапресс» автор узнал о себе много занимательного: о вопиющем непрофессионализме, чересчур юном возрасте, скоропалительных выводах и т.д. После всего этого я понял, что порядком оплошал.
Однако уже с начала 2009 года пришло понимание, что не такой уж провальной оказалась статья. Серьезные федеральные СМИ запестрили комментариями авторитетных экспертов, которые предрекали обвал рынка недвижимости на 60 % и более. Все чаще стала появляться информация об огромных долгах строительных и риэлторских компаний. Прокатилась череда банкротств крупных федеральных игроков. Жернова кризиса перемалывали еще вчера казавшихся титанами операторов рынка.
Не стал счастливым исключением и рынок недвижимости Алтайского края. В отличие от столичного, он переживал экономический «голод» более тихо. Но не менее болезненно. Прежде всего, игроки рынка столкнулись со значительным снижением спроса на свои услуги. Это привело к ухудшению финансового состояния предприятий. Зарплаты работников были «порезаны». Некоторые агентства вообще отправили их в бессрочные отпуски.
Риэлторские компании, рискнувшие ввязаться в реализацию инвестпроектов, серьезно пожалели об этом. Набрав в докризисный период многомилионные кредиты, вложив немалые суммы в «супер-пупер» рекламные компании, они, мягко говоря, сели в лужу. Площадки с парой-тройкой фундаментов были брошены, покупать «великолепные» дома никто не спешил. Даже снижение цен, близкое к демпингу, не помогло. Вот и пришлось «горе-инвесторам» задуматься о том, как побыстрее унести ноги из своих хваленых проектов.
Чем больше я думаю над происходящим на риэлторском рынке, тем больше убеждаюсь: та статья про падение рынка при всех ее недостатках достаточно точно отразила господствующие тренды. Единственное, что недооценил автор, так это способность предпринимателей, закаленных лихими девяностыми и жестоким дефолтом 1998 года, переживать внешние трудности. Именно благодаря этой замечательной способности риэлторы не сложили руки, а стали искать пути для экономического выживания. И немало агентств недвижимости, на мой взгляд, нашли их. Одни сделали упор на работу с арендой, открыв специальные арендные бюро. Другие позабыли про недвижимость и занялись модным и востребованным сейчас коллекторством, искусством выбивания денег не банальными «утюгами и паяльниками», а изощренными психологическими приемчиками.
Третьи, не разрывая отношений с недвижимостью, двинулись в сторону торговли и общественного питания. Их можно понять: квартиры продают и покупают не столь часто, а вот без сытной порции пельменей или летних сандалий обойтись непросто.
Я надеюсь, что избранные риэлторами пути сопротивления кризису позволят им выжить и вывести свой корабль из шквала кризиса с целыми мачтами и парусами. А еще у них, несомненно, будет с собой ценных груз новых идей и бизнес-проектов, рожденных острой работой ума, которую стимулировал голод. Удачи им.